ВОЛШЕБНАЯ КНОПКА - забери к себе в блогодомик!

ВОЛШЕБНАЯ КНОПКА - забери к себе в блогодомик!
КАК ПОДПИСАТЬСЯ НА СПИСОК ЗАДАНИЙ ВСЕХ ЧЕЛЛЕНДЖ-БЛОГОВ

Расскажите о нас друзьям;-)

понедельник, 12 октября 2015 г.

Книжная полка. Даниил Хармс

- Вот и осень...
- Самое гриппозное время! Держите ноги в тепле!
(с) Покровские ворота 

Самые главные спутники осени - теплый плед, горячий чай и хорошая книжка с красивыми картинками. 
Сегодня с вами я, Вика-Коломбинка, и я предлагаю вам немножко поболтать, о грустном и смешном, о книжном и киношном, о стихосказках и полиграфии ;)





А поговорим мы сегодня о Данииле Хармсе. Почему бы нет!

Даниил Хармс - персонаж-фарс и король абсурда. Чтобы его полюбить, нужно иметь либо такие же особенные винтики в голове, либо... но... обо всём по порядку.

Я расскажу о том, как я родился, как я рос
и как обнаружились во мне первые признаки гения. 

Даниил Ювачёв (настоящая фамилия Хармса) родился 17 (30) декабря 1905 года в Санкт-Петербурге, в семье Ивана Ювачёва, бывшего морского офицера, революционера-народовольца, сосланного на Сахалин и занявшегося там религиозной философией. 

В инкубаторе я просидел четыре месяца. Помню только, что инкубатор был стеклянный, прозрачный и с градусником. Я сидел внутри инкубатора на вате.

Даниил учился в привилегированной петербургской немецкой школе. В 1924 году поступил в Ленинградский электротехникум, но вскоре был вынужден его оставить. В 1925 году занялся сочинительством. 

 На меня почему-то все глядят с удивлением. Что бы я ни сделал, все находят, что это удивительно. А ведь я даже и не стараюсь. Все само собой получается.
Послушайте, друзья! Нельзя же в самом деле передо мной так преклоняться. Я такой же, как и вы все, только лучше.



В 1925 году Ювачёв познакомился с поэтическим и философским кружком чинарей. Он быстро приобрел скандальную известность в кругах литераторов-авангардистов под своим изобретённым ещё в 17 лет псевдонимом «Хармс». Псевдоним варьировался с поразительной изобретательностью, иногда даже в подписи под одной рукописью: Хармс, Хормс, Чармс, Хаармс, Шардам, Хармс-Дандан и т.д. Дело в том, что Хармс считал, что неизменное имя приносит несчастье, и брал новую фамилию в попытках уйти от него. 
К сожалению, несчастье бродило в те годы повсеместно и на фамилии особого внимания не обращало. В 31-м году Хармса арестовали и сослали в Курск за антисоветчину и здравый смысл. Второй арест закончился помещением в психиатрическую клинику, где он умер от голода в 42-м блокадном году.

Благодаря его жене, все рукописные архивы писателя были сохранены и после реабилитации в 60-м году творчество Хармса стало доступным для читателей. Оно послужило основой для большого количества мультфильмов, спектаклей, музыкальных произведений.

Первый раз его стихи "врезались" в меня в фильме "Когда я стану великаном". Помните, там Копейкин (Ефремов) читает "Иван Топорышкин пошёл на охоту, с ним пудель пошел, перепрыгнув диван...". Много позже я узнала, что это стихи Хармса, в тот момент они просто чаровали ритмом и "приключенческой" аутентичностью эпизоду.

Потрясающие тексты Хармса не производили на меня должного впечатление очень долго. Я не особо люблю абсурд как литературный жанр, поэтому весь этот компот-колоброд равнодушно проходил мимо меня. Всё изменилось, когда мой сын немного подрос, начал связывать А и Б, заваливать меня почемучками и низачтонасвете не хотеть переставать играть и идти спать.

Уж я бегал бегал бегал 
и устал. 
Сел на тумбочку, 
а бегать перестал. 

Вижу по небу летит
 галка, 
а потом ещё летит 
галка, 
а потом ещё летит 
галка,
 а потом ещё летит 
галка. 
Почему я не летаю? 
Ах как жалко! 

Надоело мне сидеть, 
захотелось полететь, 
разбежаться, 
размахаться, 
и, как птица, полететь...

Кто сказал абсурд? ))Где, как почему? Никакого абсурда здесь нет! Есть ребеноки его точное отображение в стихах! Когда я это поняла, Хармс стал одним из любимых поэтов. Если сын начинает окончательно сводить с ума, я открываю книгу и расслабляюсь - всё нормально, это обычный детский мир, он вверхножный, сумбурный и безправильный. Надо только отключить взрослость и получать удовольствие.
Пришел к парикмахеру Колька Карась. 
-- Садитесь, -- сказал парикмахер, смеясь. 
Но вместо волос он увидел ежа.
 И кинулся к двери, крича и визжа. 

 Иногда в Хармсе меня смущает странная жестокость. Она для меня - странная. На самом деле, он просто открыто, прямо, совсем по-детски пишет правду.

 ПОЧЕМУ: 
 Повар и три поварёнка, 
повар и три поварёнка, 
повар и три поварёнка 
выскочили на двор? 
ПОЧЕМУ: 
 Свинья и три поросёнка, 
свинья и три поросенка, 
свинья и три поросёнка 
спрятались под забор? 
ПОЧЕМУ: 
 Режет повар свинью,
 поварёнок -- поросёнка,
 поварёнок -- поросёнка,
 поварёнок -- поросёнка?
 Почему да почему? 
-- Чтобы сделать ветчину. 

Впрочем ребенку я предпочитаю читать что-нибудь посказочнее, без кулинарии.
Бегал Петька по дороге, 
 по дороге, по панели, 
бегал Петька по панели 
 и кричал он: "Га-ра-рар! 
Я теперь уже не Петька, 
разойдитесь! разойдитесь! 
Я теперь уже не Петька, 
я теперь автомобиль". 

Или это он мне читает? То ли наизусть, то ли своё собственное ;)

Вы не стесняйтесь! Пейте чай, плюшками балуйтесь и вступайте в беседу! Процитируйте свои любимые хармс-стихи. Или он вам не нравится?

Есть ли у вас дома книжки с произведениями Хармса? У нас пока две. И я охочусь за другими! Об одной из них я уже рассказывала здесь - "Кто кого перехитрил?" с иллюстрациями Е.Селивановой.
Забавные и легкие рисунки очень удачно дополняют стихи.

 А еще мы приобрели отдельную книжку нескольких прозаических сказок Хармса. Вот в таком издании:

Сами рисунки на первый взгляд страшноваты ))) Но к ним быстро привыкаешь. Для 3-летнего ребенка в этой книге идеальное сочетание количества текста и графики на странице. Но если ваш внутренний цензор против смертельных случаев и драк в детских книгах, то лучше не покупайте "Сказку"...



А еще в серединке есть чудо-страничка, с которой вообще тяжело сдвинуть моего сына ;) Там игра-лабиринт и сын может зависать в нем ооооочень долго.


Моя мечта купить стихи Хармса в оформлении Игоря Олейникова! А может быть у кого-то из вас уже есть такое издание? Поделитесь впечатлениями.


И ещё две книжки...От Элианы и её дочурки!









Завершить наш разговор предлагаю просмотром мультфильма. В детстве мне совсем не нравились кукольные мультяшки. А вам? Зато сейчас я с удовольствием открываю для себя шедевры советской мультипликации ;)
Плюх и Плих (1984г.)


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Запустить солнечного зайчика!

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.